Висцеральные манипуляции в педиатрической практике

Висцеральная манипуляция, согласно методики Барраля  – это орган-специфичная мануальная терапия. В педиатрической практике также используются и другие формы мануальной терапии: краниосакральная терапия, миофасциальный релиз, остеопатическое или хиропрактическое лечение, а также методика стрейн/контрстрейн (вытяжение/противовытяжение).

Местом приложения краниосакральной терапии является череп, позвоночник, крестец, твердая мозговая оболочка и спинномозговая жидкость.

Миофасциальный релиз направлен на мышцы и фасции (соединительная ткань).

Остеопатия и хиропрактика сосредоточивает внимание на костях и швах.

Методика стрейн/контрстрейн работает с хроническими натяжениями тканей в суставах, мышцах и фасциях.

Висцеральная манипуляция – это органоспецифическая фасциальная мобилизация, и это означает, что органы работают в особых взаимоотношениях с ассоциированной с ними соединительной тканью и прочими структурами. Для хорошего состояния здоровья внутренние органы должны двигаться в гармонии с другими органами и структурами в организме.

При патологическом висцеральном тонусе, спайках или смещении органа эти рестрикции превращаются в фиксированные точки натяжения, вокруг которых тело совершает движения. Такого рода хроническое раздражение открывает путь к развитию заболеваний и дисфункций.

Оценка

Методика оценки в висцеральной манипуляции заключается в «чтении» тела таким образом, что врач может определить область наиболее значимой дисфункции. Данный процесс называется «выслушивание».

«Общее выслушивание» позволяет определить локализацию наибольшего натяжения в организме на данный момент времени.

При общем выслушивании врач помещает ладонь своей руки на верхнюю часть головы ребенка. При мягком давлении тело реагирует на стимуляцию проприоцепторов, и тело ребенка будет иметь тенденцию к смещению в область наибольшего натяжения. Врач может почувствовать это натяжение. Затем врач использует методику локального выслушивания, в процессе которого рука притягивается к месту наиболее значимой рестрикции. Далее врач пальпацией определяет вовлечение в патологический процесс конкретной структуры.

Висцеральная рестрикция формируется в результате воспалительного процесса, при котором образуется экссудат. В последующем этот экссудат утолщается, уплотняется, обезвоживается.

Возможно, вы сталкивались с миофасциальной рестрикцией задней группы мышц бедра у детей с церебральным параличом. Висцеральная рестрикция напоминает миофасциальное ограничение, разница лишь в том, что она локализована внутри самого органа или в соединительной ткани вне органа.

Рестрикции вызываются инфекциями, родовой травмой, неправильным внутриутробным положением плода, травмами, патологической нейрональной активностью, лекарственными препаратами и токсическими агентами. Например, у 10-месячного ребенка имеется рефлюкс. При «общем выслушивании» рука врача перемещается к верхней части желудка.

Специфичность выслушивания позволяет терапевту идентифицировать наличие рестрикции между желудком и диафрагмой (место прохождения пищевода через диафрагмальное отверстие), либо между пищеводом и плеврой; также рестрикция может определяться между желудком и печенью. Эта конкретная область нуждается в лечении.

Лечение

В ходе сеанса лечения ребенка методом висцеральной манипуляции врач устанавливает опосредованный контакт с органом или структурой, ассоциированной с органом, и проводит лечение в направлении устранения рестрикции.

Например, у ребенка с рефлюксом имеется натяжение между желудком и печенью. Врач устанавливает ладонь одной руки в проекции малой кривизны желудка, вторую руку – на область левой доли печени. Установив контакт с двумя этими органами, начинается процесс «выслушивания» – анализ движения в направлении облегченного смещения. В этом случае желудок и печень будут стягиваться друг к другу до момента ощущения освобождения (релиза) тканей.

Сам релиз будет ощущаться как определенное расслабление, размягчение тканей. Устраняется рестрикция, в результате чего желудок и печень скользят и перемещаются друг относительно друга в нормальных физиологических пределах.

После проведенного лечения этой анатомической области следующим шагом является повторная процедура выслушивания тела. Возможно, что выслушивание покажет заинтересованность левого затылочно-сосцевидного шва.

Если вспомнить анатомию, то блуждающий нерв выходит через яремное отверстие, образуемое на стыке этих двух костей. Мы даже можем определить «линии натяжения» между затылочно-сосцевидным швом и верхним отделом желудка. Смысл в том, что анатомически пищевод и блуждающий нерв тесно связаны по пути своего следования через грудную полость.

Таким образом, когда мы «определяем натяжение» или устанавливаем контакт с двумя структурами посредством рук, мы можем почувствовать определенное характерное натяжение и провести релиз этих структур, чем поможем ребенку избавиться от симптомов рефлюкса.

Подвижность органов

Еще один пример: в офис приносят легковозбудимого ребенка с задержкой развития и тотальной экземой, аллергией практически на все пищевые продукты.

Выслушивание приводит к общему желчному протоку. Общий желчный проток представляет собой трубку, через которую желчь поступает из печени и желчного пузыря в двенадцатиперстную кишку. Желчь очень важна для расщепления жиров. Из-за натяжения в этой области рестрикция захватила не только желчный проток, но и двенадцатиперстную кишку и печень.

Другой важной концепцией в висцеральной манипуляции является восстановление движений органа, что необходимо для его правильной работы.

Способность органов совершать движения подобно тому, как двигаемся мы сами, как мы дышим, как работает наше сердце и перемещаются жидкости в нашем теле, называется подвижностью (мобильностью). У этой маленькой девочки печень, двенадцатиперстная кишка и желчный проток не двигались, поэтому жиры и белки не могли перевариваться.

Если пищевой продукт не может быть переварен и метаболизирован, рост и развитие будут нарушаться. Релиз общего желчного протока не занял и тридцати секунд. Восстановились движения печени и двенадцатиперстной кишки, и экзема купировалась.

Такому ребенку, вероятно, потребуется скорректировать диету, а также обратиться к гомеопату. Тем не менее, висцеральная манипуляция внесла существенные коррективы в пищеварение ребенка. Девочка начала расти и развиваться, стала счастливым ребенком. Двигательные навыки и речь улучшились, так что в возрасте трех лет у нее уже не выявлялось никакой задержки психомоторного развития.

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПРИ РЕЛИЗЕ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ РЕСТРИКЦИЙ?

После устранения висцеральных рестрикций больше артериальной и венозной крови протекает через этот регион, позволяя коллагеновым волокнам увеличить свою протяженность и водонасыщение (гидратацию). Улучшается метаболизм тканей. Желудок, например, выполняет механическую и химическую функции. Химически он вырабатывает кислотный желудочный сок, необходимый для расщепления пищевых продуктов.

Рассматривая механическую функцию, можно отметить три слоя мышц, работающих в определенной последовательности для перемешивания содержимого желудка. Мы совершаем 24 000 дыхательных движений в сутки. При каждом вдохе желудок должен сместиться вниз, вперед и ротироваться медиально. Верхний отдел пищевода вместе с левым легким ротируются влево. Такое скручивание помогает формированию кардиального сфинктера, который открывается, пропуская пищу в желудок и закрывая отверстие для предупреждения заброса (рефлюкса) желудочного содержимого в пищевод.

Подвижность желудка важна для хорошего пищеварения, так как для достаточного контакта пищи со слизистой требуется адекватное ее перемешивание. Если верхняя часть желудка подтянута вверх и не может совершить смещение вниз, содержимое желудка не будет в достаточно мере соприкасаться со слизистой, что сделает дигестивный процесс неполным, недостаточным. Так что механические проблемы влияют на химическое пищеварение.

ВИСЦЕРАЛЬНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ У ДЕТЕЙ С НЕЙРОМОТОРНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ

В то время как миофасциальный релиз может помочь ребенку с церебральным параличом и спастической параплегией увеличить длину задней группы мышц бедра («хамстринги»), с помощью висцеральной манипуляции можно устранить более глубокие изменения в тканях, что даст больший объем движений и обеспечит более высокий уровень функциональной активности.

Предположим, что у ребенка в первые месяцы жизни развилась инфекция верхней доли правого легкого. Область инфекционного поражения формирует рубцовую ткань, так что верхняя доля правого легкого уплотняется, становится менее растяжимой и менее гидратированной. Легкое покрыто плеврой, и эта плевра уплотняется. Купол плевры непосредственно связан с шейным и грудным отделами позвоночника (C6, C7, T1), а также первым ребром через поперечные плевральные, плевровертебральные и реберно-плевральные связки.

Это натяжение легкого передается на шейный отдел позвоночника, который, закономерно начнет тянуть плечевое сплетение в области правого плечевого сустава.

Перенесемся на пять лет вперед. Теперь девочке пять лет, у нее церебральный паралич и спастическая тетраплегия. Появилась тенденция к внутренней ротации плеч, больше справа, снизилась стабильность верхнегрудного и нижнешейного отделов позвоночника. Сформировалась ригидная деформация грудной клетки по типу округлого кифоза.

Врач провел работу на m. pectoralis major и m. latissimus dorsi с миофасциальным релизом, работу по стабилизации и контролю верхней части грудного отдела и плечевого пояса. Однако сохраняется деформация грудной клетки и ее ригидность.

Если будут устранены рестрикции легких, плевры и ребер, степень экстензии в позвоночнике увеличится, так что мышцы получат большую способность к стабилизации грудной клетки, увеличится объем движений в шейном отделе позвоночника и в плечевых суставах.

Как и при любой мобилизации, висцеральные и тканевые манипуляции требуют дальнейшей коррекции нейропсихического развития.

СПЕЦИФИЧНОСТЬ

Основным отличием методики, предложенной Барралем, от других подходов в мануальной терапии является выслушивание – первый диагностический прием, который помогает нам определить тот регион тела, который испытывает наибольшие трудности и, следовательно, требует лечения. Во-вторых, лечение этой области проводится с индивидуальным подходом.

Когда Вы занимаетесь лечением ребенка, ваше воздействие должно быть еще более направленным и специфичным. Если вы лечите какую-либо область тела «в целом», то и результат будет обобщенный.

Если же вы лечите конкретную отдельную структуру, например, какой-либо нерв или бронх – головной мозг получает эту информацию через ноцицепивную систему и совершает специфические изменения в головном мозге и, как результат, во всем организме.

ТИПИЧНЫЕ СИТУАЦИИ В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Висцеральный мануальный терапевт может обследовать детей с целым рядом диагнозов и проблем со здоровьем.

Типичными проблемами являются следующие: рефлюкс, кишечная колика, кривошея, плагиоцефалия, аллергия, запоры, нарушения пищеварения, травмы груди и шеи.

Висцеральная манипуляция также показана для детей с нарушениями нейромоторного развития, недоношенностью и аутизмом.

Движение – это жизнь. Когда мы лечим детей, мы стараемся сделать все возможное, освобождаем заинтересованные области от рестрикций, так что организм получает шанс интегрироваться в единое целое.

 

Джин Анна Золярс, MA, PT. Сертифицированный специалист по коррекции нейропсихического развития у детей с 1988 г., ведет курс «Висцеральная манипуляция: применение в педиатрии» в институте Барраля.

 

Страницы1